Говорят, я не умею общаться, никто меня не понимает. Что делать? Как обрести взаимопонимание?


    Согласно транзактного анализа Эрика Берна, структуру личности человека условно можно разделить на три части: родитель, взрослый, ребенок. В зависимости от внешних обстоятельств проявляется та или иная ипостать. Иногда мы ведем себя как капризный ребенок, в другой ситуации – как строгий взрослый или родитель. Все эти субличности имеются в наличии даже у маленьких детей. Суть транзактного анализа можно понять на примере, не углубляясь в дебри.
    Один из супругов, пусть муж, задержался на работе и вернулся очень поздно. Жена (нервная и взвинченная до предела) спрашивает: «Ты где был? Почему так поздно?». Эта фраза автоматически ставит вопрошающего в доминирующую позицию (родителя, отчитывающего нерадивое дитя). Супруг (как ребенок)вынужден оправдываться. Но он не виноват, он просто задержался, и поэтому возникает напряжение. Скандалить не хочется, поэтому проглотив эту пилюлю и опустив голову, он покорно плетется на кухню.
Но так как напряжение не высвобождено а подавлено, оно откладывается в душе и ждет своего звездного часа, зреет как фурункул. Рано или поздно этот нарыв прорвется наружу в виде необоснованной агрессии. И никто не в силах понять, почему какой-то пустячок вызвал такую бурную реакцию. Этот пример демонстрирует транзакцию Р (родитель) – р (ребенок).
    Чтобы избежать подобного, необходимо общаться на равных: Р – Р; р – р; В – В (Р – родитель; р – ребенок; В – взрослый).
    Например вместо того, чтобы сказать: «Из-за того, что ты опоздал, у меня поднялось давление» (фраза содержит обвинение, автоматически вызывая комплекс вины), можно сделать иначе: «Я всегда переживаю, когда ты задерживаешься» (констатация факта, обвинение отсутствует).
    Для тех, кто заинтересовался данной темой рекомендую книгу Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры».
Кроме того, по типу восприятия люди делятся на:
         аудиалов (основной канал восприятия слуховой);
         визуалов (соответственно – зрение);
         кинестетиков (чувства, эмоции, ощущения);
    Некоторые специалисты выделяют  еще один тип: Дигитал (цифровой), подверженный строго логичному, алгоритмичному восприятию мира.
Общаясь с визуалом, необходимо оперировать его символами: цветом, светом, объемом, формой. Соответственно с аудиалом – слуховыми образами, музыкой; с кинестетиком – ощущениями, с дигиталом – точным расчетом. Сравните, как разные люди описали бы морозную погоду:
    «На улице холодно, видишь, как обледенели стекла на окнах?»;
    «Слышишь, как трещат ветки на морозе?»;
    «Холод собачий, аж мурашки по телу»;
    «На термометре – 20 градусов по Цельсия, думаю необходимо одеться потеплее»;
    Иногда мы озабочены собой настолько, что не замечаем, каким образом общаемся, а если нас не понимают – обижаемся, недоумеваем. Нам и в голову не может прийти, что собеседник, ввиду особенностей репрезентативной системы просто не воспринимает нас. Этот закон работает и в бизнесе. Визуал продавец, пытаясь объяснить кинестетику покупателю особенности того или иного товара, скорее всего ничего не продаст, до тех пор, пока не воспользуется другим каналом  донесения информации. Именно поэтому у некоторых бизнес потенциально невозможен.
    Чтобы в семье были мир и гармония, бизнес процветал а окружающие любили и уважали, необходимо быть наблюдательным и внимательным, учиться использовать продуктивные навыки общения.
Кудряшов И.Л.
http://psihologist.ucoz.ru/ 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Обзор способов лечения наркомании.

Девиантное поведение.

Мужские проблемы.