Неуправляемый ребенок.


Общаясь с коллегами – педагогами, часто слышу от них один и тот же вопрос: как заставить ребенка подчиняться требованиям педагога? Дети, мол, нынче не те, избалованные, капризные, дерзкие и своенравные. А главное, абсолютно никакого уважения к учителю. Да - отвечаю с иронией – раньше и деревья были больше, и конфеты слаще.
     Моя ирония замечена, и вызывает недоумение и раздражение. «Ну что делать, как воздействовать? Перевели недавно мальчика -  хорошенький такой, чистенький, ухоженный. Думали проблем не будет. А он и сам не учится, и другие, глядя на него и его отношение к учителю, стали «скатываться». Вот что с ним делать?» По мере беседы выясняем, что мальчик недавно потерял отца. ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), типичная реакция подростка на «жестокий мир». Договариваемся с вопрошающим, что подростку будет уделяться особое внимание вместо «террористических» методов воздействия. «И все же, как управлять такими?» - не унимается педагог. «Вы имеете ввиду - манипулятивные техники?» «Да-да!» - услышав заветное слово, обрадовался собеседник (надеясь получить заветный ключик к управлению).
    Приходится долго и нудно объяснять, что любая манипуляция сознанием, неэтична и не должна присутствовать в отношениях педагога с учеником. Единственный способ воздействия – любовь и доверие. Никаких двойных стандартов, только личный пример и общение на равных (напомню, речь о подростках). Привожу пример: если данного мальчика назначить старостой класса (он ведь пользуется авторитетом, раз его поведение копируют) и ответственным за поведение, а еще «сыграть» на самолюбии – сможешь ли? – думаю, и дисциплина в классе поднимется, и мальчик исправится. А еще «давить» на чувство справедливости – оно у подростков развито очень сильно. А вообще, с точки зрения управления детским коллективом, думаю необходимо возродить некое подобие «звездочек», «совета отряда» и «совета дружины» (это из СССР). Это и детей сплотит, и даст им навык самоуправления, и педагогов разгрузит.
    Вспомнил добрым словом и покойного «своего» директора (и учителя истории) – Василия Ивановича (мы его звали - Чапай). Он, в силу своей занятости, вел опрос так: докладчик отвечал, а класс слушал (в отличии от Чапая). Затем он поднимал любого и просил прокомментировать. На основе этого комментария и выставлялась отметка. Класс не мог не слушать – соврешь, навредишь докладчику (а он и в морду на перемене может дать). Таким образом, у нас развивалась ответственность, заодно и интеллектуальный уровень.
    Привел в пример и преподавателя математики (к сожалению уже не помню фамилию), который перепоручал проверку домашнего задания старшеклассникам (с правом оценки). И то доверие, и ответственность, которую ощущал старшеклассник – привели к очень хорошим показателям (ведь одновременно идет закрепление пройденного материала). Его ученики постоянно занимали призовые места на всех олимпиадах (тогда еще всесоюзных).
    Вот такая беседа состоялась у нас с педагогом, который хотел научиться управлять «нерадивыми» детьми.
Кудряшов И.Л..

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Обзор способов лечения наркомании.

Девиантное поведение.

Мужские проблемы.