«Ярлыки» как «проклятия», определяющие судьбу ребенка.

Здравствуйте, Уважаемые читатели.

Поговорим о том, как наши высказывания (иногда необдуманные, в порыве гнева, а иногда, чтобы «побольнее» задеть нашкодившего ребенка) могут влиять на всю дальнейшую судьбу человека.

Многие из Вас сталкивались с подобным: «…если будешь плохо учиться, станешь как твой отец, алкаш», «ты что, дебил?», «отойди, все равно ничего не получится», «опять уроки не сделал, вот станешь никому не нужным наркоманом, если будешь так себя вести». Подобные высказывания, как магические заклинания, играют роль своеобразного проклятия, особенно если они исходят из уст значимого взрослого (уважаемого, авторитетного, от которого ребенок зависим). Они подобно паразитам впиваются в подсознание, определяя все дальнейшее сознательное поведение.

Когда заостряешь внимание «изрекающего сей воспитательный перл», тот (та), как правило, говорят – я же как лучше хочу, чтобы все хорошо было. Не будет. В этот момент «воспитателем» руководит страх (за жизнь и судьбу ребенка), и этот страх (теперь уже за свою собственную судьбу) перенимает ребенок.

Конечно, наше сознание может противостоять этим «ярлыкам – заклинаниям». И тогда человек поступает наоборот, вопреки пророчеству. То есть, вместо того, чтобы осуществлять собственные мечты, жить и наслаждаться, любить и быть любимым, он пытается «не стать»: наркоманом, алкоголиком, неудачником. Это постоянное «противостояние» настолько истощает нервную систему, что развиваются неврозы, психозы, другие заболевания, обусловленные психосоматикой. Всю жизнь человек вынужден проводить в постоянной борьбе с самим собой (а это никогда еще не приводило ни к чему хорошему). Иногда, устав бороться, он «опускается».

Вы даже не подозреваете, насколько сильно Ваши слова могут действовать на сына или дочь. Смешно иногда слышать: вот, мой ребенок такой-то. Можно ли использовать гипноз?

Зачем? В Ваших руках итак все влияние. Просто знайте, что любое желаемое поведение необходимо подкреплять Вашим позитивом. Нужно общаться, делиться эмоциями и проявлять интерес. Если ребенку с момента рождения давать слушать классическую музыку, окружить его прекрасными произведениями искусства (даже репродукциями), будьте уверены, из него разовьется творческая личность. В истории полно таких примеров. У одного знаменитого математика в детстве вместо обоев были страницы из учебника с формулами и примерами решения задач. Не нужно «быстрого и мощного» воздействия. Воспитание это процесс, а не «исправление ошибок». Только не слишком увлекайтесь «конструированием судьбы» ребенка. Не пытайтесь через него воплотить «свои мечты». У Вас был свой шанс, а у ребенка своя жизнь, свое предназначение. Не живите «за него». Не ограждайте от ошибок, это его жизнь, а его ошибки – бесценный жизненный опыт.

Разумеется, эти советы бесполезны, если ребенок уже давно не «лежит поперек лавки».

Немного личного о ярлыках, в духе «эриксоновских терапевтических метафор». Как-то в школе, педагог по литературе мне сказал: ты не умеешь писать сочинения. Итог – единственная четверка в аттестате за сочинение. А писать вообще, несмотря на желание и стремление, начал только после тридцати, после проработки «негативных установок» с Ричардом Коннером.

Полагаю, комментарии излишни. Помните – в Ваших руках судьбы Ваших детей.
Кудряшов И.Л.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Обзор способов лечения наркомании.

Девиантное поведение.

Мужские проблемы.